Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют
отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего.
Обращаю внимание на слово «впечатления». Воспоминания детства никогда
не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о
её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное
значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь
детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов
инфантилизации личности.


Недавно я получил крайне странное
письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить
мне мой творчество методами психоанализа. Подход к художественному
процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает.
Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного
неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я
считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы,
даже примитивны.


читать дальше